Гидравлические муфты сцепления. К гидравлическим (гидродинамическим) муфтам относятся турбомуфты и турботрансформаторы.
В настоящее время на экскаваторах, выпускаемых Ковровским, Костромским и Воронежским заводами, устанавливают серийно изготовленные турботрансформаторы.
Турготрансформатор работает следующим образом.
Вращение от вала двигателя через упругие серьги и ведущий передается ротору и ведущему колесу (насосу). Если рабочая полость турботрансформатора не заполнена маслом, то между насосом и ведомым колесом (турбиной) нет никакой связи и трансмиссия экскаватора не включается.
Когда масло, подаваемое шестеренчатым насосом, заполняет рабочую полость, оно захватывается лопатками насоса, отбрасывается на лопатки турбины и приводит последнюю, а также вал в движение.
С лопаток турбины масло поступает на лопатки направляю щето аппарата, которые сообщают ему направление движения, необходимое для выхода в насос.
Попеременно поступал на лопатки насоса, турбины и в направляющий аппарат, масло описывает круг циркуляции, выходя частично через кольцевую щель вокруг вала в картер.
Утечка масла компенсируется подачей масла непрерывно работающим шестеренчатым насосом.
Отключается трансмиссия от двигателя переключением золотник. При этом прекращается подача масла в рабочую полость и последняя опоражнивается; в результате этого нарушается гидравлическая связь между насосом и турбиной.
При достаточной нагрузке на рабочий орган турбина вращается несколько медленнее насоса.
При уменьшении нагрузки скорость вращения турбины возрастает, однако не может превысить скорости вращения насоса и ротора, так как в этом случае обгонная муфта автоматически разъединяет ротор и ведомый вал.