Cистема смазки двигателя асфальтоукладчика

Система смазки двигателя предназначена для уменьшения трения между движущимися деталями двигателя, а следовательно, и для уменьшения износа и увеличения срока их службы. Одновременно смазка некоторых деталей способствует и их охлаждению. Благодаря молекулярным силам притяжения смазка в тонком слое прочно удерживается на стенках движущихся деталей и не выдавливается из зазоров под действием высоких нагрузок. Поэтому при смазке трущиеся поверхности отделяются друг от друга тонким слоем смазки. Это значительно уменьшает силы трения между ними и увеличивает срок их службы.

В двигателях внутреннего сгорания наиболее нагруженными и ответственными узлами являются шатунные и коренные подшипники и шейки коленчатого вала. На этих узлах установлены подшипники скольжения. Шейки коленчатого вала по своим размерам меньше отверстия подшипников. Этот зазор заполняет смазка. При остановленном двигателе коленчатый вал под действием веса опускается на нижнюю часть подшипника и частично вытесняет смазку. При пуске двигателя коленчатый вал начинает вращаться. Благодаря силам притяжения смазка затягивается под вал, несколько смещая в сторону вращения центр вала по отношению к центру подшипника. Давление масла создается больше и оно немного приподнимает вал. В это время вал опирается на слой масла и через него на опору подшипника. Сила трения трущихся частей сильно уменьшается, а следовательно, и детали работают значительно Дольше.

При работе двигателей масло подвергается загрязнению продуктами износа деталей и окислению кислородом воздуха, особенно в зоне высоких температур. Поэтому масло с течением времени теряет свои основные качества, что приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателей. Пуск двигателей при низких температурах, когда масло увеличивает свою вязкость, затрудняется из-за большого сопротивления, оказываемого смазкой. Улучшения свойств масла добиваются введением различных присадок, которые уменьшают степень окисления масла при высоких темпе ратурах и уменьшают изменение вязкости масла при изменении его температуры. Присадками масел являются химические вещества.

В двигателях внутреннего сгорания применяется в основном комбинированная система смазки: часть узлов двигателя смазывается под давлением, а часть движущихся деталей — разбрызгиванием. Под давлением смазываются наиболее нагруженные узлы: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, втулки и наконечники штанг толкателей, втулки коромысел и подшипники распределительного вала. Разбрызгиванием смазываются цилиндры, шестерни и кулачки распределительного механизма, приводы топливного насоса.

Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением для смазки наиболее нагруженных сочленений двигателя. Привод масляного насоса осуществляется шестерней, закрепленной на валу насоса и находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала.

Из картера масло через маслоприемник и сетчатый фильтр, служащий для предварительной грубой очистки засасываемого масла, засасывается шестеренчатым насосом и нагнетается по магс-лопроводу к блоку фультров;в блоке фильтров масло очищается и разделяется на два потока. Один поток направляется через переключатель в масляный радиатор, где масло охлаждается и поступает в фильтр грубой очистки. В фильтре грубой очистки масло очищается от посторонних примесей и направляется через клапан, служащий для регулирования давления в масляной системе, в масляную магистраль кривошипно-шатунного механизма. Клапан установлен на выходе из фильтра грубой очистки и отрегулирован на давление 3,5 кг/см2.

При повышении давления в магистрали открывается шариковый клапан и часть масла сливается по трубопроводу в картер двигателя. При достижении заданного давления масла в системе под действием пружины клапан закрывается. Масло после фильтра грубой очистки подводится к пяти коренным подшипникам коленчатого вала. Проходя по коренным подшипникам коленчатого вала, оно смазывает их и по косым каналам, просверленным в щеках коленчатого вала, поступает к шатунным, подшипникам. Смазав шатунные шейки, часть масла по сквозным-сверлениям в шатуне поступает для смазки поршневого пальца. Из масляной магистрали по ответвлению масло подается для смазки подшипников распределительного вала и далее часть масла направляется для смазки оси коромысел. Использованное масло уносит продукты износа основных деталей кривошипно-шатунного механизма в картер двигателя.

Давление масла в системе смазки двигателя регистрируется датчиком, установленным после фильтра грубой очистки. Его данные передаются на указатель давления масла, установленный на щитке приборов. На щиток приборов выводится и указатель температуры масла, замеряемой в картере двигателя.

Смазка цилиндров, привода топливного насоса, шестерен и кулачков распределительного механизма осуществляется масляным туманом, который образуется за счет вращающегося с большой скоростью коленчатого вала. При этом масляный туман заполняет весь свободный объем от поверхности масла в картере до поршня. Давление в картере благодаря установке сапуна, соединяющего его с атмосферой, поддерживается атмосферное.

Уход за системой смазки. Основой ухода за системой смазки является поддержание заданного уровня масла в картере двигателя; своевременная и правильная замена масла и очистка фильтрующих элементов. О работе масляной системы судят по показаниям манометра, установленного на щитке приборов. Давление масла” замеряется в системе смазки и при прогретом двигателе, работающем на номинальных оборотах; нормальное давление должно находиться в пределах от 1,5 до 3,5 кг/см2. При давлении масла в системе ниже 1 кГ/см2 необходимо остановить двигатель, выяснить причину, вызвавшую понижение давления, и устранить ее.

Нормальная работа двигателя может быть обеспечена при соблюдении основных правил эксплуатации системы смазки, т. е. при заливке масла через воронку с густой сеткой в картер двигателя следует использовать чистую посуду; заливать в картер можно только то масло, которое рекомендовано заводом-изготовителем; при техническом обслуживании необходимо проверять уровень масла в картере двигателя и при необходимости доливать. Уровень масла проверяется при остановленном двигателе. Следует помнить, что большое количество масла в картере затрудняет пуск двигателя и создает обильную смазку стенок цилиндров, а это приводит к быстрому образованию нагара на поршне, кольцах и клапанах. При недостаточном уровне масла в картере двигателя или засорении масляной системы и продолжительной работе двигателя может произойти выплавка коренных и шатунных подшипников коленчатого вала двигателя. При проведении технического обслуживания через каждые 120 ч работы двигателя меняют масло в масляной системе, очищают и промывают центрифугу, очищают и промывают магнит, фланец и мас-лоприемник.

Через каждые 240 «работы двигателя при проведении технического обслуживания № 2 дополнительно должны промываться в чистом дизельном топливе сетка маслозаправочной горловины и трубка сапуна.

Через каждые 960 ч работы двигателя при необходимости рекомендуется снимать некоторые узлы системы смазки двигателя и регулировать их на специальных стендах.

Своевременный уход и периодическая смена масла в системе являются важнейшими условиями надежной и долговечной работы двигателя.

Фильтр тонкой очистки масла. Для тонкой очистки масла на двигателе установлена полнопоточная реактивная центрифуга. Масляный фильтр тонкой очистки работает так: часть масла от масляного насоса под давлением поступает в фильтр тонкой очистки. Подвод масла к фильтру осуществляется по центральному отверстию, просверленному в оси ротора. Ротор сидит на бронзовой втулке и может свободно поворачиваться вокруг своей оси. Из ротора масло под давлением направляется через два сопла, которые повернуты от радиального направления на угол 30° и симметрично относительно оси вращения. Образующийся реактивный момент вынуждает ротор вращаться со скоростью около 6000 об/мин. Механические примеси в масле под действием центробежных сил отбрасываются на стенки ротора, где и застревают, а чистое масло проходит через фильтр и стекает в картер двигателя. В нижней части корпуса фильтра установлены два шариковых пружинных предохранительных клапана и переключатель масляного радиатора. При работе двигателя с включенным в систему смазки масляным радиатором переключатель устанавливается стрелкой на букву Л (лето). При отключении масляного радиатора стрелка переключателя устанавливается на букву 3 (зима). Один предохранительный клапан регулирует давление масла в центрифуге и открывается при давлении масла 5—6 кГ/см2. Второй клапан (масляного радиатора) открывается при разности давлений 0,6—1,2 кГ/см2.

Уход за центрифугой заключается в своевременной очистке и промывке, поэтому через 120 ч работы двигателя во время замены масла в картере двигателя ее разбирают, очищают и промывают. Для разбора центрифуги отвертывают гайки крепления колпака ч снимают его; отвертывают гайку 8 оси ротора 9 и снимают упорное кольцо; затем осторожно снимают ротор с оси; отвертывают гайку 8 крепления крышки ротора, снимают крышку ротора вместе с уплотнительной прокладкой. Далее скребком очищают внутренние стенки крышки ротора и днища основания ротора; промывают детали ротора в чистом дизельном топливе; прочищают латунной или медной проволокой диаметром 1,5—1,8 мм отверстия форсунок; при разобранном роторе проверяют и при необходимости очищают отверстия в стяжной трубке и оси ротора.

Собирают ротор и крепят в обратной последовательности. При его сборке необходимо совместить риски, нанесенные на крышке и основании ротора, что позволяет сохранить его балансировку. Работоспособность центрифуги проверяют сразу же после остановки двигателя. При правильной сборке после остановки двигателя в течение 30 сек будет слышен постепенно затухающий шум ротора.

Фильтр грубой очистки масла пропускает остальную часть масла, подаваемого насосом. Масло подается под давлением под колпак фильтра, откуда проходит через фильтрующую сетку в масляную магистраль. Фильтрующая сетка состоит из проволочно-щелевых фильтрующих элементов, имеющих большое количество щелей размером от 0,05 до 0,09 мм. Посторонние частицы, крупнее указанных размеров, задерживаются этими фильтрующими элементами, а чистое масло поступает в систему смазки. При сильном загрязнении масла могут засориться фильтрующие элементы и масло не будет поступать в систему смазки. При этом давление под колпаком фильтра соответственно увеличится. Для предохранения системы смазки в этом случае от прекращения подачи масла предусмотрен предохранительный клапан, который открывается при повышении давления масла под колпаком и направляет масляный поток в систему смазки двигателя.