Зубчатые передачи обычно воспринимают нагрузки переменной величины, имеющие ударный характер, следствием чего оказываются износ зубьев и появление на их поверхности трещин, выкрашиваний и других дефектов, ведущих к ослаблению и даже поломке зуба. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать работу и состояние зубчатых передач с целью установления неисправностей и их устранения. Основной способ контроля работы закрытых передач — контроль по шуму.
Изменение характера шума, обычно однообразного, служит первым признаком возникновения неисправности.
Открытые передачи можно контролировать, наблюдая за радиальным биением зубьев и глубиной их взаимного зацепления. Торцовое биение контролируют при помощи индикатора и штатива, прочно установленного на неподвижной части агрегата, а также при помощи рейсмуса.
При определении величины биения рейсмусом замеряют плоским щупом зазор между иглой рейсмуса и торцом шестерни по мере ее вращения.
Изменение величины зазора свидетельствует о торцовом биении. Величина торцового биения не должна превышать для шестерен: диаметром до 300 мм — ± 0,2 мм, диаметром от 300 до 600 мм — ±0,3 мм и диаметром более 600 мм — ±0,5 мм. Боковой зазор замеряют пластинчатым щупом или индикатором.
При замере индикатором одну из шестерен закрепляют неподвижно, а второй сообщают качательное движение.
Отклонение (люфт) при качании замеряют индикатором, жестко укрепленным на машине.