Осевой зазор

Осевой зазорИзменение величины зазора между валом и подшипником происходит вследствие износа антифрикционного слоя. Величину зазора в регулируемых (разъемных) подшипниках определяют следующим образом.

Снимают верхнюю крышку подшипника, кладут на поверхность вала свинцовую проволоку, ставят на место крышку и, затягивая ее болтами до отказа, сплющивают проволоку. Величину зазоров определяют замером сплющенной проволоки микрометром в нескольких точках по длине подшипника.

При неравномерности зазора необходимо пришабрить поверхность подшипников, что является ремонтной операцией.

Величину зазора в неразъемных подшипниках определяют щупом или индикатором.

Если замеренные величины зазоров отклоняются от нормальных, их восстанавливают регулировкой, а в нерегулируемых подшипниках ремонтом. Чем больше диаметр и окружная скорость вала, тем больше должны быть размеры зазора, а следовательно, и толщина слоя смазки, и трение в узле приблизится к условиям жидкостного.

Способ регулировки зазора зависит от конструкции подшипников. В подшипниках скользящего трения, устанавливаемых на дорожных и строительных машинах, между корпусом и крышкой подшипника находится несколько регулировочных прокладок, из числа которых по мере износа подшипника удаляют нужное для восстановления зазора количество.

После удаления прокладок крышку затягивают.

Размер зазора после регулировки устанавливают щупом или отсчетом угла поворота гаек на болтах крышки подшипника.