Способ расчета элементов проектной линии

Создание такого расчетного автомобиля, единого для всей страны, внесло бы единство в решение ряда вопросов, возникающих при проектировании автомобильных дорог. Предлагаемый способ расчета элементов проектной линии и сравнение ее вариантов может успешно применяться при проектировании продольного профиля в пересеченной местности, где в профиле преобладают участки с постоянными уклонами. Однако с некоторым приближением его можно применять и при проектировании продольного профиля в других случаях. При трассировании автомобильных дорог в горной и пересеченной местностях часто возникает необходимость прокладывать дорогу непрерывными продольными уклонами (подъемами или спусками) на значительном протяжении. Если величина непрерывного подъема или спуска достигает 6% и более, то такой участок дороги при большой его протяженности принято называть «затяжным уклоном». На затяжных уклонах условия эксплуатации автомобиля и безопасность движения изменяются в худшую сторону. На длинных подъемах резко снижаются скорости движения грузовых и легковых автомобилей, увеличивается расход горючего и ухудшаются условия работы двигателя ввиду частого переключения передач и необходимости поддерживать режим работы на низких передачах. При этом автомобильный двигатель быстро перегревается, и может возникнуть необходимость в частых остановках для охлаждения двигателя или набора воды. При движении в противоположном направлении, на спусках, скорости снижаются в такой же мере, так как водитель в целях обеспечения безопасности движения вынужден прибегать к торможению или двигаться на низких передачах.

Действующие в настоящее время НиТУ-128-55 предусматривают для облегчения условий эксплуатации дорог на участках с затяжными подъемами обязательное проектирование на каждом километре затяжного подъема площадок длиной 50 м с продольным уклоном, не превышающим 0,02.