Скорость взаимопроникания

Несомненно, приведенное значение скорости взаимопроникания является для данного климатического района максимальным, так как участки наблюдений относятся к местности с наиболее неблагоприятными условиями. Если сравнить гранулометрические составы песка, уложенного в корыто в 1935 г., и затем образцов, взятых в 1938 -1947 гг., то легко установить, что содержание частиц размером менее 0.074 мм в нижней трети песчаного основания за 12 лет увеличилось с 5 до 32%, т. е. в 6.4 раза. Между тем в верхней части песчаного основания количество того же размера частиц повысилось всего в 2 раза. Отсюда следует, что взаимопроникание наблюдается в основном снизу, вследствие переувлажненного состояния подстилающего грунта. Коэффициент фильтрации песка снизился за 12 лет с 4.2 до 1.37 м/сутки и модуль деформации — с 300 почти до 200 кг/см2, при относительной влажности песка, соответствующей 70% (от капиллярной влагоемкости). Таким образом и значение эквивалентного модуля деформации дорожной одежды за тот же период снизилось с 570 до 400 кг/см2, что не обеспечивает теперь круглогодичного проезда при данной интенсивности движения и неблагоприятных почвенно-грунтовых и гидрологических условий местности.

Поэтому неудивительно, что осенью 1947 г. и особенно 1948 г. на асфальтовом бетоне наблюдались многочисленные трещины в виде паутины, через которые выжималась вода при проезде грузовых автомашин, и местами даже слегка нарушился поперечный профиль покрытия. Во всяком случае, при трещиноватом состоянии асфальтового бетона условия работы дорожной одежды еще более ухудшились; в дальнейшем покрытие не будет работать в виде неразрезной балки и не исключено дополнительное проникание поверхностной воды в песчаное основание.