Принцип создания противоречия

Расчленение трассы дороги на отдельные архитектурные бассейны, конечно, ни в какой мере не должно противоречить общему архитектурному замыслу, определяемому для каждой дороги ее назначением. Этот общий замысел может быть основан как на принципе созвучного сочетания архитектурных форм дороги с ландшафтом, так и, наоборот, на принципе создания намеренного противоречия между этими формами и ландшафтом. Первый из этих принципов может считаться свойственным дорогам, обслуживающим транспорт, связанный с жизненным укладом пересекаемой дорогой местности (дороги местного значения, курортные дороги), второй — дорогам, обслуживающим преимущественно транзитные перевозки (скоростные магистрали, пионерные дороги, подъездные пути к крупным промышленным комплексам). Весьма важной стороной архитектурного проектирования автомобильной дороги является необходимость учитывать планы последующих видоизменений территории, пересекаемой дорогой, как объекта народнохозяйственного развития и как единого строительно-архитектурного комплекса, в котором проектируемая автомобильная дорога должна будет в дальнейшем служить ведущей осью архитектурного ансамбля. Особо актуальным примером этой необходимости является интенсивное развитие градостроительной деятельности по направлениям автомобильных магистралей, с созданием новых населенных пунктов и расширением границ крупных городов. Автомобильная дорога, спроектированная с учетом этих широко понимаемых планов, может служить готовой основой для последующего градостроительства.

Это, в частности, может явиться причиной коренного изменения проектного решения трассы в пределах того или иного архитектурного бассейна, если это вытекает из общего проекта архитектурного оформления этого бассейна.