Диагностика большегрузных автомобилей

При техническом обслуживании автомобилей не всегда возможно своевременно выявить те или иные неисправности узлов и агрегатов. Только применение диагностики обеспечивает надлежащий контроль за техническим состоянием всех агрегатов, узлов и систем автомобиля без их разборки.

Диагностика является составной частью системы технического обслуживания. Она производится на специализированных постах перед проведением ТО автомобиля.

Перед постановкой автомобиля на ТО-1 или три работе автомобилей в условиях ‘повышенной опасности (в горных условиях и т. п.), производят так называемую общую или экспресс-диагностику. При этом техническое состояние автомобиля и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, определяется без выявления конкретных неисправностей, т. е. выдается только информация исправен или неисправен автомобиль (агрегат).

Углубленная (поэлементная) диагностика производится на специализированных мостах за 1—2 дня до постановки автомобиля на ТО-2. При этом выявляются конкретные неисправности агрегатов, узлов и систем и автомобиль в случае необходимости направляется в зону текущего ремонта, а затем на посты ТО-2. В нашей стране и за рубежом наибольшее распространение получили стенды и приборы для определения технического состояния карбюраторных двигателей и автомобилей. В 1975 г. Белорусским автомобильным заводом совместно с Белорусским политехническим институтом разработан проект линии углубленной диагностики автомобилей БелАЗ, совмещенной с конвейерной линией технического обслуживания автомобилей БелАЗ, действующей на Гайском ГОКе. В ближайшие годы посты диагностики автомобилей БелАЗ будут введены на ряде крупных горных предприятий.

Оценка технического состояния дизельных двигателей осуществляется по следующим диагностическим параметрам: – относительной величине утечки воздуха при пневматической опрессовке цилиндров; – расходу картерных газов; – разряжению во всасывающем коллекторе; – давлению масла в главной масляной магистрали; – отработавших газов при режиме разгона.

Оценка каждого из перечисленных параметров производится с помощью серийно выпускаемых приборов: прибором для определения технического состояния цилиндро-поршневой группы (износа цилиндров, поршневых колец, герметичности прокладок, состояния клапанов), дымомером (контроль полноты сгорания рабочей смеси), расходомерами (для топлива и газов, прорывающихся в картер), электронным измерителем опережения впрыска, прибором для проверки форсунок (давления впрыска) на двигателе, измерителем частоты вращения и др.

Тяговые и тормозные качества автомобилей определяются на стенде с беговыми барабанами, созданном на Белорусском автозаводе.

Для проверки электрооборудования пользуются серийно выпускаемыми приборами и инструментом. Таким же образом проверяют пневматическую, тормозную систему автомобиля, схождение передних колес, состояние шкворневого соединения передней оси и рулевого управления, натяжение приводных ремней, давление в шинах и т. д.

Внедрение диагностики способствует повышению технической готовности автомобилей, увеличению срока службы их узлов и агрегатов и обеспечивает высокую эксплуатационную надежность.